В жаркой полемике вокруг размещения химкомбината на реке Вах выпали из поля зрения другие, не менее важные экологические проблемы района.
Занимаясь выбором площадки для химического комбината, мы совсем забыло о том, что он станет лишь частью общего экологического фона района.
Так может быть, посмотреть на проблему в несколько другом ракурсе? Необходимо сейчас выяснить общее состояние напряженности экологической обстановки в районе и возможности ее снижения.
С этой целью нам хотелось бы «навести переправу» между правым и левым берегом Оби и сосредоточить внимание читателей на менее острой проблеме.
Все мы знаем, что на левом берегу Оби началась эксплуатация Орехово-Ермаковского месторождения. Но, пожалуй, мало кто знает, что едва ли во всей Западной Сибири, кроме разве Якутии, сыщется столь уникальное заповедное место.
Откуда сведения? Чтобы ответить на вопрос, нужно вернуться в недавнее прошлое, к истории возникновения на месте п. Сарт-Еган поселка Ермаковский.
Итак, более года назад одному из авторов пришлось работать над проблемой размещения городских и вахтовых поселков. Некоторые материалы, полученные в ходе работы, достойны того, чтобы о них узнала общественность.
В одном из вариантов рабочий поселок на левом берегу с целью освоения группы близлежащих месторождений, и в особенности Орехово-Ермаковского, предлагалось разместит на протоке Кирьяс и реке Куль-Еган.
Институт НижневартовскНИПИнефть оказался не единственным, кто отдавал предпочтение такому размещению поселка. Этот вариант удобен близким расположением к основным месторождениям, экономичен при автодорожном строительстве (экономия 27 километров автомобильных дорог).
А тем временем в архивах лежали очень интересные материалы… Управление охотничье-промыслового хозяйства Тюменского облисполкома письмом № 17/2 от 11 января 1985 года поставило в известность председателей облисполкома и Нижневартовского райисполкома, что данный участок является наиболее продуктивным и ценным участком госпромхоза «Охтеурский».
Здесь располагаются основные места отела диких северных оленей и лосей Сургутского и Нижневартовского районов. Бассейн реки Куль-Еган является основным местом концентрации воспроизводства соболя, норки, выдры, ондатры, водоплавающей и боровой дичи.
В весенний период протока Кирьяс и бассейн реки Куль-Еган ставится нерестилищем ценных видов рыб – нельмы, стерляди, муксуна, сырка. На протоке Кирьяс имеются осетровые ямы, играющие важное значение для зимовок и воспроизводства.
Весной в угодья протоки Кирьяс собираются водоплавающие птицы. Сюда летят такие редкие фауны СССР, как краснозобая казарка, лебедь-крикун, белый журавль-стерх, орланбелохвост, скопа и другие.
Строительство поселка в данном месте, по мнению охотопромыслового управления, является недопустимым, поскольку «…нанесет непоправимый ущерб фауне левобережной части реки Оби и в целом области».
Преобразование охотничьих угодий в результате такого строительства неизбежно вызовет их трансформацию, вызовет снижение естественной биологической продуктивности и скажется на урожае и результатах добычи, сбора и заготовки пушнины, грибов, ягод, кедровых орехов, рыбы.
Скажется это и на условиях труда, быта и интересах местного коренного населения.
Нижнеобьрыбвод письмом от 11 января 1985 года № 02-23 также поставило в известность Главтюменьнефтигаз, что «протока Кирьяс и река Куль-Еган относятся к водоемам важнейшей категории рыбохозяйственного значения». Нижнеобьрыбвод так же не дало согласия на строительство поселка в данном месте.
И, наконец, институт Сибгипроречтранс письмом от 28 июня 1984 года указал главному проектировщику поселка, что для размещения портового хозяйства в протоке Кирьяс потребуется сложные, дорогостоящие гидромелиоративные работы.
Итак, рабочий поселок в данном месте строить запретили, тогда там решили… построить вахтовый поселок. На это, оказывается, никаких разрешений не требуется. И если ныне растущий Ермаковский постигнет когда-нибудь участь всех вахтовых поселков на севере и он превратится в обыкновенный рабочий поселок, то это уже произойдет на вполне законных основаниях.
Но почему молчат природоохранительные органы? Есть ли они у нас вообще? Или они у нас настолько увлеклись борьбой с «браконьерством» в собственных рядах, что до всего остального им нет никакого дела?
Между тем дело не только в самом поселке. Именно в районе протоки Кирьяс и реки Куль-Еган сегодня ведутся буровые работы и добычи нефти.
Однако перенесемся с левого берега на правый, а по пути взглянем на саму реку.
Только по учтенным данным, с 1960 года по 1975 год в водоемы Средний Оби попало около 150 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов. В течение 1980-1983 годов непосредственно в водоемы попало 6294 тонны нефти.
С 1981 года по 1986 год в производственном объединении Нижневартовкснефтегаз произошло 362 аварии, при этом было замазучено за последние три года 113,7 гектара, в водоемы попало 28497 тонн нефти. За это время убрано нефти с 40,8 процента залитых площадей в объеме 21185 тонн, или 74 процента от всего объема.
Общую картину усугубляет городское хозяйство. Объем сточных вод городской канализации составляет в среднем 80000 кубометров в сутки. Существующие очистные сооружения, построенные в 1974 году, рассчитаны на механическую очистку 10 тысяч кубометров стоков в сутки. В 1986 сданы мощности на 48 тысяч кубометров. Остальные сточные воды сбрасываются без очистки в Рязанский Еган.
Показателя бактериального загрязнения сточных вод на выходе из канализационных очистных сооружений превышают допустимые в 100 раз, а неочищенных стоков – в 10 тысяч раз.
Сегодня озера на Самотлорском месторождении полностью выведены из строя как водоемы хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного значения. Утратили эти функции реки Мега, Моховая, Вань-Еган, Тром, Аган.
Попавшая в водоем нефть не успевает испариться и окислиться полностью и около 40 процентов ее опускается на дно, где при температуре 2-5, практически не подвергаясь бактериальному окислению, мигрирует, загрязняя при этом все уровни водоема.
Суммарный вылов рыбы в Сургут – Нижневартовском промрайоне за предыдущую пятилетку в пойменно-речных водоемах сократился в 4 раза.
Осуществляя сегодня работы в районе, прилегающем к протоке Кирьяс и реке Куль-Еган, который с полным основанием можно назвать «жемчужиной Западной Сибири», необходимо принять самые строгие, неотлагательные меры, чтобы спасти то, что мы ее в состоянии спасти.
У нас нет официальных данных об авариях на левом побережье. Но факты замазученности реки и указанной протоки наблюдались, и это вызывает обеспокоенность. Здесь сегодня еще не поздно создать действенную систему защиты природы, а также материальную базу для обеспечения ее охраны в данной зоне работ, обучить людей, что-то перепроектировать.
Завтра делать это будет поздно.
Река Обь и оба ее берега создают сегодня общий экологический фон района. Замкнувшись на дискуссии по размещению химкомбината, не придем ли мы в конце обсуждения к ее бесполезности? Выяснится, что экология района нарушена настолько, что размещение еще одного или нескольких химкомбинатов уже никакого вреда нанести не сможет. Сохранять будет нечего.
Тем временем на другом берегу…
-
- Сообщения: 6
- Зарегистрирован: 27 апр 2018, 16:43
- Статус: Не в сети
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot], Google [Bot] и 1582 гостя